Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Агентство по развитию фармацевтической отрасли
Ру O`z Ўз En

Методическая основа изучения состояния потребления антибиотиков в Республике Узбекистан

Уже первые исследования по фармакоэпидемиологии привели исследователей к осознанию необходимости создания единого классификатора лекарственных средств. Эта проблема впервые была обсуждена на симпозиуме «Потребление лекарств», проведенном в г. Осло (Норвегия) в 1969 г. . В результате была создана исследовательская группа по изучению потребления лекарственных средств (Drug Utilization Research Group — DURG), а также принято решение разработать единую международную классификационную систему лекарственных средств, получившую в дальнейшем название АТС (Anatomical Therapeutic Chemical) — Анатомическая/терапевтическая/химическая классификация.

В 1972 г. на базе Департамента клинической фармакологии в больнице г. Осло был организован Центр по изучению использования лекарств, а с 1982 г. он был преобразован в Сотрудничающий центр Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по изучению использования лекарственных средств.

В 1975–1976 гг. появились первые публикации с использованием АТС‑ классификации и DDD‑методологии. С начала 70‑х гг. систему стали использовать в Норвегии, а затем и в остальных Скандинавских странах. С течением времени рекомендованная система была признана удобным и эффективным инструментом изучения эпидемиологии лекарственных средств и в 1996 г. Всемирная организация здравоохранения рекомендовала АТС/DDD‑методологию как стандарт исследований по лекарственной статистике в международной практике.

Разработкой и ежегодным обновлением стал заниматься Сотрудничающий центр ВОЗ по методологии статистики в области лекарственных средств в г. Осло. С этого времени началась глобализация использования АТС/DDD системы и была создана рабочая группа ВОЗ по методологии лекарственной статистики в штаб‑квартире ВОЗ в Женеве.

В настоящее время АТС/DDD‑система — это общепринятое средство для исследования использования лекарств в практике международного здравоохранения, это один из основных методологических инструментов проведения фармакоэпидемиологических исследований.

ATC/DDD‑методология, в свою очередь, предусматривает использование рекомендованных ВОЗ международных непатентованных (генерических) наименований лекарственных средств.

Классификация АТС имеет 5 уровней. Классификация лекарственных средств осуществляется по группам на пяти разных уровнях. Согласно классификации, большая часть противомикробных препаратов относится к основной группе
АТХ - J «Противомикробные препараты для системного применения».

В сентябре 2011 года всеми 53 странами Европейского региона ВОЗ был принят Европейский стратегический план действий по проблеме устойчивости к антибиотикам. Он был разработан, исходя из признания следующих факторов:

➖ во многих странах региона проблема антибиотикорезистентности оставалась без должного внимания;
➖ отсутствовал систематический эпиднадзор за использованием антибиотиков и за устойчивостью к ним;
➖ существовала необходимость в координации усилий по контролю между здравоохранением и другими соответствующими секторами;
➖ устойчивость к противомикробным препаратам может распространяться за пределы государств в связи с международными перемещениями и торговлей;
➖ были необходимы международные стандарты и механизмы для обмена данными и информацией.
 

В ходе шестьдесят восьмой Всемирной ассамблеи здравоохранения, состоявшейся в мае 2015 года, государства-члены приняли Глобальный план действий (WHO, 2015] по проблеме устойчивости к противомикробным препаратам. А принятая резолюция настоятельно призывала государства-члены к его внедрению, исходя из признания возможной необходимости в адаптации плана к конкретным условиям и национальным приоритетам.

Глобальный план действий ВОЗ содержит пять задач:

➖ повышение осведомленности и улучшение понимания вопросов устойчивости к противомикробным препаратам;
➖ укрепление эпиднадзора и исследований;
➖ сокращение числа случаев инфицирования;
➖ оптимизация использования противомикробных препаратов;
➖ обеспечение планомерных инвестиций в борьбу с устойчивостью к противомикробным препаратам.
 

Что касается задачи 4, то государствам-членам было предложено учредить «программы регулирования, направленные на мониторинг и содействие оптимизации применения противомикробных препаратов на национальном и местном уровнях в соответствии с международными стандартами, призванные обеспечивать правильное назначение препарата и выбор дозировки на основе фактических данных».

Таким образом, важным элементом плана является мониторинг потребления противомикробных лекарственных средств.

Во всех странах, в том числе и в Республике Узбекистан, имеются данные по импорту, закупкам, дистрибуции или клиническому применению противомикробных препаратов во внебольничном секторе, которые могут быть использованы в качестве основы для программ регулирования и мониторинга.

Данные о потреблении противомикробных лекарственных средств могут быть использованы для различных целей, в том числе таких как:

➖ соотношение между приемом противомикробных препаратов и развитием противомикробной устойчивости;
➖ определение и раннее предупреждение о проблемах, связанных с изменениями в приеме и применении антибиотиков, а также разработка мер.
 

Европейская сеть по надзору за потреблением противомикробных препаратов (ESAC-Net) – это общеевропейская система, которая объединяет национальные системы надзора и обеспечивает европейские контрольные данные по потреблению антибиотиков. ESAC-Net  занимается сбором и анализом данных о потреблении противомикробных препаратов в государствах-членах Европейского союза (ЕС), Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) во внебольничном (первичная медико-санитарная помощь) и больничном секторах.

Собранные ESAC-Net данные используются для предоставления своевременной информации и обратной связи для государств-членов ЕС и ЕЭЗ/ЕАСТ по показателям потребления противомикробных препаратов.

Благодаря этим показателям формируется основа для отслеживания прогресса стран в направлении рационального использования антибиотиков.

ESAC-Net публикует ежегодные отчеты с данными по потреблению противомикробных препаратов, которые передаются в ЕЦКПЗ посредством стандартного механизма отчетности из внебольничного сектора и стационарных медучреждений. Помимо отчета имеется ряд таблиц, иллюстрирующих тенденции в потреблении антибиотиков для системного применения в обоих секторах в виде отдельных файлов для загрузки. На своем веб-сайте (ECDC) ЕЦКПЗ также предоставляет доступ к интерактивной базе данных, которая позволяет отображать выбранные данные по ППП в различных форматах.

В этом отчете понятия «данные по потреблению» и «данные по использованию противомикробных препаратов» разграничены с учетом отличий об источниках данных и типа сведений, которые можно получить посредством каждого из методов.

Данные о потреблении обозначают расчеты, полученные из таких источников обобщенных данных, как сведения по импорту или опту или совокупные данные медицинского страхования на фоне отсутствия информации о пациентах, получающих те или иные лекарственные средства, или о причинах использования противомикробных препаратов. Эти источники данных позволяют осуществлять приблизительный расчет использования антибиотиков. Данные по потреблению могут быть выражены как суммарное потребление в стране или в разрезе по медицинским учреждениям и секторам (внебольничный и больничный сектор; государственный и частный сектор).

Данные об использовании противомикробных препаратов обозначают расчеты, полученные из данных Сеть ВОЗ по потреблению противомикробных препаратов (ППП) использует систему классификации АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая), которая представляет собой международную систему классификации лекарственных средств. Используются сокращения: латиницей АТС (от Anatomical Therapeutic Chemical) или русское: АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая),  а  также самым распространенным параметром измерения является количество УСД.

До сих пор рассматривалось, почему измерение использования антибиотиков является краеугольным камнем любой программы контроля антимикробной терапии и, в частности, почему измерение использования антибиотиков может помочь улучшению качества назначения лекарств.

Сотрудникам сферы здравоохранения, занимающимся назначением, поставкой или введением антибиотиков, используемых в повседневной клинической практике, должна быть известна дозировка этих лекарственных препаратов. Однако, в рамках программы контроля антимикробной терапии, когда речь идет об измерении и представлении данных об использовании антибиотиков в числовых значениях, требуется стандартизированная единица измерения.

Оценка дозировок использования лекарственных средств в масштабах популяции проводится с использованием DDD‑методологии. Поскольку для получения достоверной информации о потреблении лекарственных средств следует применять строгие методологические стандарты, возникла необходимость не только в наличии общепринятой международной классификационной системы, но и в универсальной единице измерения потребления лекарств. С этой целью была разработана специальная единица, получившая название «установленная суточная доза (Defined Daily Dose ‑ DDD).

По определению ВОЗ, DDD является «расчетной средней поддерживающей суточной дозой лекарственного средства, применяемого по основному показанию у взрослых». DDD не аналогична рекомендуемой медицинским работником для лечения конкретного пациента суточной дозе, которая может существенно зависеть от степени тяжести и характера течения заболева‑ ния, массы тела пациента, его этнического происхождения, рекомендаций национальных руководств по медикаментозной терапии и других факторов.

DDD (Defined Daily Dose) — это принятая средняя суточная поддерживающая доза лекарственного средства, используемого по основному показанию у взрослых (при массе тела 70 кг). DDD имеют только те лекарственные средства, которые имеют АТС‑код и которые представлены на фармацевтическом рынке хотя бы в одной стране.

DDD — это техническая единица измерения, которая не является рекомендуемой дозой, не зависит от цены лекарственного средства и лекарственной формы. DDD является компромиссом, основанным на обзоре доступной (опубликованной) информации и представляет собой среднюю дозу.

DDD не устанавливается для средств местного действия, вакцин, сывороток, противоопухолевых средств, средств для наркоза и местных анестетиков, рентгеноконтрастных средств и экстрактов аллергенов. Не определены значения DDD и для детей в связи с большой возрастной вариацией используемых доз.

Значения DDD пересматриваются один раз в три года. Благодаря АТС/DDD‑методологии стало возможным описание и сравнение стереотипов использования лекарств в различных странах и регионах, облегчилась работа по созданию электронных баз данных по лекарственной статистике. На основе DDD высчитывается ряд показателей, имеющих показательное значение — это число DDD на 100 койко‑дней (%) и число DDD на 1000 населения. Эти показатели позволяют сравнивать потребление лекарственных средств в разных странах.

Наиболее распространенной, стандартизированной единицей измерения для использования антибиотиков является установленная суточная доза (Defined Daily Dosage – DDD). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила показатели DDD для антибиотиков.

Проще говоря, DDD – это количество лекарственного средства, которое каждый взрослый пациент будет получать ежедневно для лечения инфекции.

Следует подчеркнуть, что DDD – это некая стандартизированная доза, используемая для оценки потребления лекарств. Установленные суточные дозы не являются клиническими дозами.

DDD, рассчитанная ВОЗ, часто является компромиссом для определения в среднем для разных стран, основанным на информации, которая получена о дозах, используемых в ряде различных стран, а  также она часто отличается от доз, рекомендуемых для клинического применения, поскольку дозы для отдельных категорий пациентов основываются на индивидуальных характеристиках, таких как возраст, вес и фармакокинетические факторы пациента (например, почечная функция).

Обычно DDD для антибиотиков устанавливаются в соответствии с их использованием при инфекциях средней тяжести. Однако при некоторых тяжелых инфекциях DDD устанавливаются в соответствии с тяжестью заболевания

Система классификации АТХ позволяет гибко подойти к отчетности, особенно по странам, предоставляя выкладки как по одному препарату, так и по целым группам лекарственных средств.

Классификация лекарственных средств осуществляется по группам на пяти разных уровнях. Согласно классификации, большая часть противомикробных препаратов относится к основной группе АТХ - J «Противомикробные препараты для системного применения».

Установленная суточная доза - это предполагаемая средняя поддерживающая суточная доза лекарственного средства при его использовании по основным показаниям у взрослых.

УСД является технической единицей использования и необязательно отображает рекомендованную или среднюю назначенную суточную дозу.

Это - полезный параметр, который позволяет проводить сопоставления как в рамках самих стран, так и между ними.

Программа сети ВОЗ по ППП сосредоточена исключительно на антибиотиках для системного применения и не охватывает противомикробные препараты местного применения. Основная группа препаратов, отслеживаемых во всех странах в процессе мониторинга, выглядит следующим образом:

➖ антибактериальные препараты (J01)
➖ антибиотики для желудочно-кишечного тракта и обмена веществ (A07AA)
➖ производные нитромидазола для лечения амебиаза и других протозойных болезней (P01AB).

Как и всякая классификация, система АТС имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества АТС/DDD методологии являются:

 ➖ унифицированное описание и сравнение стереотипов использования лекарств;
 ➖ объективная статистика использования лекарственнных средств;
 ➖ возможность сравнения учреждений здравоохранения, регионов и стран.
 

Ограничение АТС/DDD методологии являются следующими:

необходимо назначать такие коды ATC и дозы DDD, которые без сложностей и частых изменений системы позволяли бы длительный период изучать тенденции и сравнивать статистические данные по потреблению лекарственных средств на международном уровне; одной из основных установок является нежелательность изменений в классификации и дозировках, если такие изменения непосредственно не связаны с задачами изучения потребления лекарственных средств.

По этой причине система ATC/DDD сама по себе не подходит для принятия решения о выборе препарата для лечения, оценки его эффективности или принятия решения о замене. DDD не следует путать с PDD (Prescribed Daily Dose), показателем, являющимся назначенной суточной дозой. На практике же DDD =/= PDD.

Данная методика необходимо для формирования представления об особенностях потребления лекарственных средств в стране и (или) в отдельных медицинских учреждениях. Особенно такая информация необходима международным и национальным органам управления здравоохранением, учреждениям системы здравоохранения для организации лекарственного обеспечения и рационального применения лекарственных средств. Кроме этого, медицинские университеты используют ее для подготовки современных специалистов. На ее основе в стране создается информационные базы данных о лекарственных средствах, позволяющие использовать современные информационные и коммуникационные технологии для совершенствования медицинской помощи и лекарственное обеспечение населению.

Методология ATC/DDD способствует рациональному назначению лекарственных средств, сокращению расходов на их потребление. Особое значение эта методология имеет для проведения фармакоэпидемиологических исследований по изучению безопасности лекарственных средств. Основная трудность таких исследований состоит в том, что на современном мировом фармацевтическом рынке, охватывающем более двух сотен стран, одновременно находятся в обращении сотни тысяч национальных названий лекарственных препаратов, показаниями к применению которых является лечение десятков тысяч национальных названий заболеваний. Поэтому без использования единой классификации, которая позволяла бы дать приемлемую характеристику как для максимального количества лекарственных препаратов, так и заболеваний, организация международного мониторинга отрицательных побочных реакций практически не представляется возможной.

Как было показано выше, именно АТС‑классификация в максимальной степени соответствуют этим требованиям. Так, в Центр ВОЗ по сотрудничеству в области международного мониторинга за лекарственными средствами в г. Упсала (Швеция) поступают сообщения о побочных реакциях из национальных центров  стран, в том числе и из Узбекистана. Использование ATC/DDD классификационной системы позволяет специалистам Центра быстро провести анализ большого объема поступающей информации (более 200 тыс. сообщений в год) и принять неотложные меры по предупреждению побочных реакций. Как было указано выше, методология АТС‑DDD до последнего времени не находила применения в отечественной практике здравоохранения. Одно из первых фармакоэпидемиологических исследований антибиотиков с использованием методологии АТС‑DDD начало проводиться в Узбекистане с 2012 года.

СБОР И АНАЛИЗ ДАННЫХ

В программе надзора Всемирной организации здравоохранения [ВОЗ 2016] содержится факультативный перечень противомикробных препаратов, которые страны могут включить в свои программы надзора в соответствии с собственными потребностями и имеющимися ресурсами, в частности следующие группы:

➖ антимикотики для системного применения [J02];
➖ противогрибковые препараты для системного применения [D01BA];
➖ противовирусные препараты для системного применения [J05];
➖ лекарственные средства для лечения туберкулеза [J04A];
➖ противомалярийные лекарства [Р01В].
 

Этот отчет подготовлен с учетом предварительных этапов сбора данных на уровне стран и региона.

В частности, представляется анализ данных, собранных с 2011 по 2014 год, и наглядно отображаются некоторые межгосударственные сопоставления по отдельным показателям ППП в 2014 году. Представленные результаты относятся к анализу потребления противомикробных препаратов группы 」01 АТХ.

В других странах и регионах, участвующих в деятельности сети ВОЗ по ППП, также осуществляется сбор данных по потреблению других противомикробных препаратов, в том числе антибиотиков для желудочно-кишечного тракта и обмена веществ [A07AA], производных нитромидазола для лечения амебиаза и других протозойных болезней [P01AB], антимикотиков для системного применения [」02], противогрибковых препаратов для системного применения [D01BA], противовирусных препаратов для системного применения [」05], лекарственных средств для лечения туберкулеза J04A] и противомалярийных лекарств [P01B].

Рациональное использование антибиотиков

Нерациональное использование антибиотиков является одним из важных факторов развития антибиотикоустойчивости. В этом смысле широкая общественная информированность, профессиональная подготовка станут залогом эффективной борьбы с УПП.

Для Узбекистана показано, что максимальный объем аптечной выручки аккумулируют противомикробные средства для системного применения, опережая наиболее распространенную среди других стран группу средств, влияющих на пищеварительную систему и метаболизм.

Следует отметить, что анализ фармацевтического рынка 2019 и 2020 годов показал, что динамика роста темпов производства лекарственных средств наблюдается практически во всех фармакотерапевтических группах. Например, если в 2019 году всего было произведено 69,9 млн упаковок и единиц препаратов, относящихся к группе антибиотиков, то  в данный показатель 2020 году составил уже 103,7 млн. упаковок и единиц, что почти вдвое увеличило их усвоение и производство. Кроме этого,  средняя цена на эту группу препаратов в 2019 году составила 11 401 сум, тогда как в 2020 году их средняя цена составляла 3915 сумов.

Широкое применение антимикробных препаратов может объяснить исследование знаний, отношения и практики использования антибиотиков.

Однако, нерациональное использование антибиотиков, закупаемые населением без рецепта врача, а также по предписанию врача также является актуальной и темой обсуждения многих исследований.

Для повышения осведомленности как населения,  так и врачей ежегодно Министерство здравоохранения Республики Узбекистан при поддержке ВОЗ участвует в праздновании Всемирной недели рационального использования антибиотиков, и в свою очередь организует различные мероприятия по данной тематике: пресс-конференции, выступления в средствах массовой информации (СМИ), с привлечением представителей здравоохранения, ветеринарной службы Узбекистана, международных партнеров.

Выбор основных лекарственных средств

Рациональное использование ЛС предполагает, что пациент получает препарат в строгом соответствии с клиническими показаниями, в индивидуально подобранных дозах, в течение необходимого срока, по минимальной стоимости для него и для общества. Этап выбора является решающим шагом к обеспечению доступа к основным лекарственным средствам и их рациональному использованию.

По рекомендациям ВОЗ регулярно 1 раз в 2 года пересматривается и утверждается Список основных лекарственных средств (СОЛС). При составлении СОЛС основываются на информации об их значимости для здравоохранения, фактических данных, подтверждающих их эффективность и безопасность, и сравнительной эффективности с точки зрения затрат. Основа концепции состоит в применении ограниченного числа лекарственных средств, тщательно отобранных с учетом клинических руководств, что способствует улучшению обеспечения препаратами, более правильному их назначению и снижению их стоимости.

В Республике Узбекистан начиная с 1997 года утверждается список основных лекарственных средств (СОЛС), и в очередной раз в 2021 году был пересмотрен СОЛС (Приказ Министра здравоохранения Республики Узбекистан №2 от 25 февраля 2021 года, рег.№3289 от 23 марта 2021 года) ,. С каждым разом список формируется все полнее с учетом клинической практики и принципов доказательной медицины (рис. ).

Главными принципами внесения лекарственных средств в СОЛС является следующее:

➖ формирование СОЛС с учетом перечня жизненно важных лекарственных средств, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ);
➖ наличие государственной регистрации лекарственного средства;
➖ наличие научно обоснованных данных об эффективности и безопасности, преимуществах и/или особенностях действия лекарственного средства при лечении определенного заболевания, синдрома или клинической ситуации;
➖ уровень доказательности клинической эффективности или на основе многолетнего положительного клинического опыта применения в практическом здравоохранении.
 

При формировании СОЛС принимаются во внимание также передовые технологии лечения болезней, состояние заболеваемости население по различным нозологиям.

Для полного обеспечения больных необходимо определение обоснованной потребности в лекарственных средствах, входящей в перечень Списка основных лекарственных средств, осуществляющей на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения» от 18 сентября 2017 №741  и соответствующих нормативных актов министерства здравоохранения.

Основными факторами определения потребности являются:

➖ структура наиболее распространенных болезней;
➖ затраты-эффективность;
➖ состояние финансовых ресурсов;
➖ наличие на рынке тех или иных лекарственных средств;
➖ демографические, экологические и другие факторы.
➖ доступность лекарственного средства для закупок лечебно-профилактическими учреждениями у поставщиков.
статистические данные о заболеваемости;
➖ прогноз заболеваемости;
➖ эффективность применения препаратов для лечения конкретного заболевания;
➖ применения лекарственного средства в схемах лечения в качестве основного или препарата замены;
➖ значимость лекарственного средства для общественного здравоохранения;
➖ подробности медикаментозного лечения, включающих схемы лечения;
➖ продолжительность лечения;
➖стандарты диагностики и лечения, клинические протоколы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и Всемирной организации здравоохранения.
 

Новый список Основных лекарственных средств, утвержденный в этом году, структурно состоит из 468 международных непатентованных наименований лекарственных средств, относящихся к 43 фармакотерапевтическим группам, 126 фармакотерапевтическим подгруппам. Из них, лекарственные средства составляющие 45% от общего количества, производятся отечественными фармацевтическими предприятиями.

В 2019 году при очередном пересмотре, со стороны Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения рекомендовано включить 3 новых недавно зарегистрированных антимикробных препарата для лечения мультирезистентных инфекций, вызванных патогенными микроорганизмами, включая цефтазидим+авибактам, меропенем+ваборбактам и плазомицин.

Также взрослым и детям рекомендовано эмпирическое назначение антибиотиков на 1-м и 2-м этапах выбора при кишечных инфекциях, для профилактики возникновения инфекций в области хирургического вмешательства и при прогрессирующем апикальном пародонтальном абсцессе, включая добавление препарата цефуроксим (для профилактики хирургических инфекций).

В списке ВОЗ антибиотики группы доступа  представлены 19 препаратами, включая амикацин, амоксициллин, амоксициллин + клавулановая кислота, ампициллин, бензатина бензилпенициллин, бензилпенициллин, цефалексин, цефазолин, хлорамфеникол, клоксациллин, доксициклин, гентамицин, метронидазол, нитрофурантоин, феноксиметилпенициллин, бензилпенициллин прокаин, спектиномицин, сульфаметоксазол + триметоприм.

Также в списке есть группа Противотуберкулезные препараты

Рекомендованы меропенем и амоксициллин + клавулановая кислота для взрослых и детей.

Также добавлены несколько новых лекарственных форм для препаратов, применяемых детьми. Среди них: циклосерин, этамбутол, этионамид, изониазид, левофлоксацин, линезолид и моксифлоксацин.

Комитет рекомендовал добавить бедаквилин в перечень для детей 6 лет и старше для лечения мультирезистентной формы туберкулеза.

Проведен анализ включенных в новый список основных лекарственных средств Республики Узбекистан и касательно антимикробных препаратов следует указать, что антибиотики в списке в большинстве -это препараты первого ряда для лечения большинства инфекционных заболеваний ДОСТУПА (39,0%), меньше, в достаточном количестве представлены препараты НАБЛЮДЕНИЯ (28,0%) и  группы РЕЗЕРВА (28 %) (таб. ).                                                                                                                                       

Классификация препаратов  АМП, представленные в Списках основных лекарственных средств Республики Узбекистан (2021) и ВОЗ (2020)

АМП из списка основных лекарственных средств Узбекистана (2021)

WHO Model List of  Essential Medicines (2020)

Препараты ДОСТУПА

Препараты НАБЛЮДЕНИЯ

Препараты РЕЗЕРВА

36/14 (39%)

36/10 (28%)

36/10 (28%)

Фосфамицин сульфат

 

 

X

Бензатинбензил

Пенициллин

X

 

 

Спирамицин

 

X

 

Джозамицин

 

 

 

Моксифлоксацин

X

 

 

Имипинем+циластатин

 

 

 

Бензилпенициллин

x

 

 

Ампициллин

x

 

 

Амикацин

x

 

 

Амоксициллин/ клавуланат

x

 

 

Амоксициллин

x

 

 

Цефепим

 

 

X

Цефазолин

 

 

X

Цефотаксим

 

 

X

Цефтриаксон

 

 

X

Цефтазидим

 

 

X

Меропенем

 

 

X

Цефуроксим

 

 

X

Цефоперазон

 

 

X

Цефоперазон + Сулбактам

 

 

X

Гентамицин сульфат

 

 

 

Доксициклин

x

 

 

Кларитромицин

x

x

 

Азитромицин

x

x

 

Ванкомицин

x

x

 

Рокситромицин

x

 

 

Нифуроксазид

x

 

 

Нитроксолин

 

 

 

Пефлоксацин

 

 

 

Офлоксацин

 

 

 

Левофлоксацин

 

x

 

Нитроксалин

 

x

 

Ципрофлоксацин

x

x

 

Пиперациллин+тазобактам

 

x

 

Ампициллин +сульбактам

 

x

 

Цефтриаксон+сульбактам

 

x

 

 

Национальные стратегии по регулированию потребления антибиотиков

Антибиотики системного применения не включены в Список лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Узбекистан  (от 12.12.2019,  рег М.Ю. № 3200 ). В связи с чем в Узбекистане розничная реализация антибиотиков системного применения должна осуществляться строго по рецептам, форма и правила отпуска которых утверждено Положением о порядке розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Приложение №2 к Постановлению КМ РУз от 06.04.2017 г. N 185; Приказ министра здравоохранения Республики Узбекистан от 1 июля 2020 года N 121 "Об утверждении Положения о порядке назначения лекарственных средств, оформления рецептов по международным непатентованным наименованиям, а также принятия, хранения и применения лекарственных средств пациента в медицинских организациях" (зарегистрирован 01.07.2020 г., регистрационный N 3277).

Также, согласно Закону РУз «О рекламе запрещена любая реклама этих препаратов, как лекарственных средств, отпускаемых по рецептурным бланкам (Статья 22. Реклама лекарственных средств, средств косметики и бытовой химии, от 30.04.2013 № ЗРУ-352), в том числе и запрещается выставлять препараты на витрину аптеки (Приложение №2 к Постановлению КМ РУз от 06.04.2017 г. N 185).

Однако, существующая в настоящее время ситуация в стране по реализации антибиотиков в аптеках без предъявления рецептов со стороны больных, требует действенных мер со стороны правительства.

Постановлением Президента от 6 сентября 2019 года «Об усилении мер по предотвращению незаконного оборота лекарственных средств» ПП №4438 предусмотрено установлено, что в медицинских организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, запрещается назначение больному рецептурных лекарственных средств без оформления рецепта в установленном порядке.

В связи с чем для полной реализации принимаемых законодательных документов в отношении рационального приема лекарственных препаратов, в том числе и антибиотиков, было утвержден Закон Республики Узбекистан №629 «Закон Республики Узбекистан от 21.07.2020 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Данным Законом предусмотрено  внесение изменение Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-ХII, которая касается следующих норм  "Статья 165-1. Производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных екарственных средств или изделий медицинского назначения, реализация лекарственных средств или изделий медицинского назначения вне аптек и их филиалов, а также нарушение порядка розничной реализации лекарственных средств по рецепту”, а также   в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2012-XI. В части "Статья 186-3. Производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств или изделий медицинского назначения, реализация лекарственных средств или изделий медицинского назначения вне аптек и их филиалов, а также нарушение порядка розничной реализации по рецепту лекарственных средств, содержащих сильнодействующие вещества»

Постановлением Президента Республики Узбекистан ПП №4554 «О дополнительных мерах по углублению реформ в фармацевтической отрасли Республики Узбекистан» от 30 декабря 2019 года предусмотрено, что с 1 июля 2020 года во всех медицинских организациях республики, независимо от формы собственности, внедряется обязательный порядок выписки рецептов исключительно по международному непатентованному наименованию лекарственных средств.

Также данным постановлением предусмотрено внедрение института "тайный покупатель фармацевтической продукции"., которым установлено, что организация мероприятий в рамках применения института "тайный покупатель фармацевтической продукции" осуществляется Агентством по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли.

При этом определены основные задачи института "тайный покупатель фармацевтической продукции", которые позволят наладить ситуацию в стране и являются следущими :

мониторинг и оценку соблюдения медицинскими организациями и аптеками, независимо от формы собственности, требований законодательства, регулирующих порядок выписывания рецептов и формирования предельных цен на торговое наименование лекарственного средства;

сбор информации и осуществление мониторинга посредством посещений медицинских организаций и аптек, телефонных звонков, обращений по электронной почте или мобильных приложений, а также других дистанционных способов;

привлечение к сбору информации и осуществлению мониторинга как сотрудников уполномоченных органов, так и институтов гражданского общества и иных лиц ("тайные покупатели");

проведение разъяснительной работы, оказание всестороннего содействия и неприменение установленных законодательством мер ответственности к медицинским организациям и аптекам, а также к их руководителям и (или) сотрудникам, впервые допустившим нарушения требований законодательства.

Агентством по развитию фармацевтической отрасли проводится работа по изучению потребления антибиотиков и результаты исследования будут представлены для дальнейших мер по регулированию рационального использования лекарственных средств.

М.Ибрагимова - начальник Информационно-аналитического управления;
Н.Д.Хасанова, И.Н.Махмудова - главные специалисты
Агентства по развитию фармацевтической отрасли
при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech