Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Агентство по развитию фармацевтической отрасли
Ру O`z Ўз En

Отклик к материалу “Дефицит в аптеках, отсутствие информации и контрафакт”, опубликованному 12 октября 2021 года на сайте “Подробно.уз”

Автором статьи затронут ряд актуальных вопросов фармацевтического рынка. В связи с этим Агентство по развитию фармацевтической отрасли сочло уместным рассмотреть поднятые вопросы и предоставить свои комментарии.

На сегодняшний день на фармацевтическом рынке Узбекистане представлено множество мировых компаний, зарегистрировавших свою продукцию. Так, в настоящее время в Республике Узбекистан зарегистрировано 7583  торговых наименований лекарственных средств, в том числе лекарственные средства из стран СНГ составляют 1854 наименований, лекарственные средства из стран дальнего зарубежья составляют 5729 наименований.

Уместно также подчеркнуть, что в Республике Узбекистан зарегистрированы лекарственные средства 1300 фирм-производителей 78 стран мира, к числу которых относятся ведущие мировые производители лекарственных средств.

Зарегистрированные лекарственные средства входят в 34 большие фармакотерапевтические группы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.

Соответственно, дефицита лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинской практике не наблюдается.

Кроме того, в связи с пандемией короновируса Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.07.2020 г. № 449 "О мерах по упорядочению оборота лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники в период коронавирусной пандемии" в срок до 1 ноября 2021 года разрешен ввоз в страну лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предназначенных для лечения больных с инфекцией COVID-19 без регистрации и с 5-дневной сертификацией. Согласно данному документу, к настоящему времени в страну  ввезено более 100 млн упаковок.

Анализ рынка по импорту и производству лекарственных средств  в стране показывает, что в 2020 году было импортировано продукции на общую сумму — 1131,54 млн. долл. Наряду с этим,  отечественными производителями фармацевтической продукции  произведено 622,84 млн.уп. лекарственных средств на общую сумму – 238,51млн. долл. То есть доля отечественной продукции в суммарном выражении составляет —21%, а в количественном —82,4%.

Наибольший объем ЛС в суммарном выражении  импортирован по следующим фармгруппам в млн.долл:

Антибактериальные средства 182,28
Гастроэнтерология. гепатология  97,31
Кардиология. ангиология 78,26
Противовоспалительные средства 67,89
Неврология. психиатрия 66,44

ПРОЧИЕ: 639,33

Кроме того, наибольший объем производства лекарственных средств  в суммарном выражении по фармацевтическим группам в млн долл составляют препараты по следующим фармакотерапевтическим группам:

Анестезиология. реаниматология.
Трансфузиология 65,8
Антибактериальные средства 49,6
Гастроэнтерология. гепатология 16,7
Противовирусные средства 12,5
Анальгетики 12,03

ПРОЧИЕ: 81,7

В вышеуказанной интернет-публикации поднят вопрос о статусе орфанных лекарственных средств, их регистрации. Следует отметить, что орфанные препараты — это лекарственные средства, предназначенные для диагностики, профилактики и лечения редких заболеваний, представляющих серьезную угрозу для здоровья или жизни пациента.

В целях обеспечения доступности лекарственных и диагностических средств больным данной категории согласно 24 статье  Закона Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» определено, что: «Импорт орфанных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, применяемых при диагностике и лечении орфанных заболеваний, осуществляется без государственной регистрации».

Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 07.09.2019 г. № ПП-4440 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинской и социальной помощи детям с редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями" в целях дальнейшего улучшения системы медицинской и социальной помощи, направленной на своевременную диагностику и лечение детей с редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями, всестороннего укрепления их здоровья.

Также, согласно Программе диагностики и лечения угрожающих жизни, а также хронически прогрессирующих редких (орфанных) и других наследственно-генетических заболеваний у детей в 2019-2024 годах, предусмотрено выделение 424,6 млрд сумов и 548,0 тысяч евро за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и спонсоров. Вместе с тем  определено, что импорт изделий медицинского назначения, используемых для лечения редких (орфанных) заболеваний, осуществляется без проведения государственной регистрации согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Автором справедливо отмечено, что в скором времени данная тенденция увеличится в связи с тем, что такие компании как AstraZeneca и Boehringer lngelheim заходят на рынок и уже предпринимают необходимые шаги. Следует отметить, что к 1300 фирмам-производителям, зарегистрировавшим свою продукцию в Республике Узбекистан, также относятся и компании AstraZeneca и Boehringer lngelheim. В республике зарегистрированы 6 наименований лекарственных средств производства AstraZeneca и 8 наименований производства Boehringer lngelheim.

Также, в публикации поднят вопрос о состоянии прозрачности фармацевтического рынка, и о том, что рынок должен быть оцифрован, чтобы иметь возможность получать реальные данные о его состоянии и перспективах.

В связи с этим, необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», Государственным центром экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, в Узбекистане ежегодно издается Государственный Реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Данный Реестр доступен на сайте Государственного центра экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники uzpharm-control.uz.

В Реестре представлена вся информация, о зарегистрированных в Узбекистане лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и медицинской продукции.

Данные Реестра находятся в открытом доступе на сайте uzpharm-control.uz и обновляются по мере регистрации фармацевтической продукции в Республике Узбекистан.

Необходимо отметить, что согласно Закону Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг», лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника включены в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень сертифицированной продукции размещен на электронной базе таможенной информационной системы «Единое окно», где введется учёт сертифицированной продукции. Данная система обеспечивает доступ к информации о поступающей на рынок Республики Узбекистан фармацевтической продукции. Также данная информация доступна на  открытом сайте sert2.standart.uz где можно получить все сведения о сертифицированной фармацевтической продукции. Кроме того, регулярный учёт и мониторинг сертифицированной продукции ведется и публикуется на сайте Агентства по развитию фармацевтической отрасли.

Помимо этого, ежемесячно проводится анализ импорта продукции и размещается в общем доступе на официальном сайте Агентства где можно увидеть информацию в разрезе «страна/производитель, ТНВЭД Код, Наименования товара, единица измерения, вес, и стоимость (доллар США)». 

Отдельно затронут вопрос внедрения маркировки на лекарственные средства. В настоящее время в нашей стране процесс внедрения маркировки на лекарственные средства  регламентируется соответствующими нормативными актами, и осуществляется поэтапно и плавно.

Во исполнение Постановления Кабинета Министров № 322 от 20 мая 2021 года “О мерах по реализации пилотных проектов по расширению перечня продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке”, в целях успешной реализации проекта создана Рабочая группа. В нее входят квалифицированные специалисты Государственного налогового комитета, ООО «CRРT ТURON» и Агентства по развитию фармацевтической отрасли.

Целями пилотного проекта являются  апробация полноты, эффективности и достаточности механизмов цифровой маркировки, прослеживаемости лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения подтверждения подлинности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе приобретенных для государственных нужд, а также стандартизации и унификации процедур учета ввоза (импорта), производства и оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения, маркированных средствами цифровой идентификации.

Согласно Дорожной карте, в  Приложении № 6 к Постановлению Кабинета Министров № 322 от 20.05.2021г., в декабре 2021 года в Кабинет Министров со стороны Государственного налогового комитета, при участии заинтересованных организаций и ведомств, будет подготовлен и направлен отчёт по итогам пилотного проекта. В нем будут указаны все несоответствия и требуемые доработки, учтены все нюансы при производстве, импорте и реализации продукции, произведенной в более ранние сроки до принятия точной даты по обязательной маркировке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Маркировка будет внедряться поэтапно, в целях предотвращения дефицита лекарственного обеспечения населения. Сроки введения обязательной цифровой маркировки по видам товаров устанавливаются Кабинетом Министров на основании информации, подготовленной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, оператором национальной информационной системы «Asl belgisi», другими заинтересованными организациями и ведомствами по итогам пилотного проекта.

В заключение следует отметить, что в публикации затронуты актуальные  вопросы фармацевтического рынка, решение которых идет повсеместно и поэтапно. На их решение, конечно же, требуется определенное время и усилия, как со стороны государственных органов, так и субъектов предпринимательства.

Агентство по развитию фармацевтической отрасли прилагает все усилия по решению поднятых вопросов.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech